Инженерная деятельность с точки зрения этической и социальной ответственности. Алоиз Хунинг

Технофобия Технофобия от греч. Следовательно, все негативные стороны современной цивилизации, как, впрочем, и всего реального исторического процесса, по мнению технофобов, проистекают из сущности техники как некой демонической, антиестественной и враждебной человеку силы. Технофобия как идея представление , выражающая собой негативное отношение человека к технике, фактически зародилась вместе с самой техникой. Дело в том, что технику с самого начала можно было бы использовать как во благо, так и во вред человеку. Поэтому люди всегда неоднозначно относились к ней и довольно противоречиво оценивали результаты технической деятельности. Они на протяжении всего технического века либо восхищались ею и преклонялись перед ней, либо же, напротив, экзистенциально боялись ее как чего-то зловещего и демонического.

/ технический оптимизм и пессимизм

Техническое творчество на нынешнем этапе его развития тесно связано с особенностями современной инженерной деятельности. Три основные этапа развития инженерной деятельности и проектирования: Способность смело выбрать Достойную цель, даже если она считается нереальной и сделать ее главным вектором своей жизни 2. Способность видеть проблемы, решение которых необходимо и достаточно для достижение Достойной цели 3. Хорошая техника решения творческих задач 6. Виды системного проектирования системотехника и социотехническое проектирование.

ГОМИНТЕРН технофобия. ГОМИНТЕРН. технофобия . в подтексте самого Ницше: «Больной не имеет права на пессимизм». 2. . Небольшая кучка людей, обладающая секретом технических изобретений, сможет тиранически.

Философия науки и техники: Медоузом, согласно которому современный экологический кризис является результатом НТР. Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. С созданием Союза ССР 30 декабря вошла в его состав как союзная республика.

Другое Исторически сложилось два полярных подхода к оценке технико-технологической динамики, а именно: В рамках технического оптимизма, опирающегося на сциентизм, абсолютизируются позитивные перспективы развития техники и технологии. Напротив, сторонники технологического пессимизма в его основе — антисциентизм акцентируют внимание на негативных сторонах технико-технологического развития цивилизации. Соотношение между этими подхода имеет выражение историческую специфику.

Если на первых этапах развития техникознания доминировал технофильский подход, то примерно с середины в.

Технофобия – это внутреннее сопротивление, возникающее у людей, когда они оптимизм и его противоположность — технологический пессимизм.

Опыт сущего становится опытом абстрактных рассуждений. Логика формального мышления стала подменять былой опыт теоретизирования. Такой опыт сущего позволил увидеть природу как исчисляемую в соотношениях её элементов для нужд человека. Появляется постав —экспериментальное математическое естествознание и соотвествующая ему техника — другой способ раскрытия потаённого. Постав — то, что объясняет сущность именно современной техники.

В поставе природный материал превращается в источник добычи, захвата, преобразования, накопления и транслирования того, что чувственно не дано — энергии. Техника-постав — не есть техника вписанности в природно-космические процессы, она сама включает в себя технику в виде орудий и человека, который эти орудия применяет. Человек, вовлечённый в постав, сам поставлен на службу процесса поставления.

Вы точно человек?

Этика и эстетика Техника как предмет философского осмысления Место техники в системе философского знания. Современная философская мысль сосредоточена во множестве разноообразных предметных дисциплин, каждая из которых имеет свою историю, традиции и определённое место в общей структуре философского знания. В данном множестве есть особая предметная философская дисциплина - философия техники, призванная с позиций научно-мировоззренческого синтеза отвечать на вопросы о сущности техники, возможных перспективах развития на нашей планете глобализирующейся технической реальности, появившаяся в качестве одного из следствий решения актуальных теоретико-мировоззренческих проблем человечества, возникших с появлением индустриального, а затем и постиндустриального общественного укладов.

именно:"технический оптимизм" (технофилия) и"технический пессимизм" (технофобия). Отметим их особенности. В рамках технического оптимизма.

Об авторе Технофобия"Человек - единственное существо, которое не хочет быть самим собой" - так охарактеризовал человеческую природу Альбер Камю. Сущая правда, и очень часто это человеческое качество сугубо позитивно, ибо, определяя нашу страсть к изменению самих себя, оно лежит в основе всякого социального прогресса. Но одновременно с этим это нежелание быть самим собой порождает порой уродливые аномалии самоидентификации, об одной из которых, исключительно распространенной, я и хотел бы поговорить в этом небольшом эссе.

Речь идет, как понятно из названия, о технофобии - болезненной неприязни к высоким технологиям и техническому прогрессу как таковому. Сложно сказать, когда именно впервые зародилось это мироощущение. Традиционно технофобию ассоциируют с луддизмом, представлявшим собой по сути реакцию ремесленников на промышленную революцию, которая, благодаря массовому внедрению машинного производства, резко снизила требования к квалификации и, следовательно, оплату труда работников.

Высококвалифицированные мастера-ремесленники, закономерно опасаясь за свои рабочие места, восприняли неожиданную конкуренцию со стороны автоматизированных производств как явную угрозу, чем и было обусловлено их открытое противодействие индустриализации: С этого момента такие акты вандализма учащались и стали настолько серьезной проблемой, что привели к введению смертной казни за намеренное уничтожение промышленных орудий производства.

Собственно термин"луддизм" появился в начале века и был связан с именем некоего Лудда - лидера группировки работников, выступавших против механизации труда. Казалось бы, налицо параллели между современными антитехнологическими настроениями и луддизмом прошлого: Но при этом налицо и качественная разница между классическим луддизмом, представлявшим собой не что иное, как форму конкурентной борьбы, и современной нам технофобией, которую, как это ни парадоксально, чаще всего исповедуют люди, активно пользующиеся плодами технического прогресса и, более того, даже и не помысляющие о том, чтобы всерьез от них отказаться.

Один из идеологов неолуддизма, Теодор Качинский, получив прекрасное математическое образование и степень доктора философии в Гарвардском университете, был одним из таких примечательных исключений. Его сложно обвинить в лицемерии, ибо он в полном соответствии с декларируемыми им взглядами удалился от мира, поселившись в необустроенную хижину без электричества и водопровода, взявшись развивать в себе навыки выживания в дикой природной среде.

Вдохновляющий, казалось бы, пример для сторонников неолуддизма, если не одна маленькая деталь:

Конспект лекций

Техника как предмет философского осмысления Место техники в системе философского знания. Современная философская мысль сосредоточена во множестве разноообразных предметных дисциплин, каждая из которых имеет свою историю, традиции и определённое место в общей структуре философского знания. В данном множестве есть особая предметная философская дисциплина — философия техники, призванная с позиций научно-мировоззренческого синтеза отвечать на вопросы о сущности техники, возможных перспективах развития на нашей планете глобализирующейся технической реальности, появившаяся в качестве одного из следствий решения актуальных теоретико-мировоззренческих проблем человечества, возникших с появлением индустриального, а затем и постиндустриального общественного укладов.

Процесс происхождения философии техники можно понять как специфическое проявление в становлении общей философии, т. В таком случае всё то, что мыслилось, мыслится и может быть мыслимо, например техника, заведомо касается объектов, материально и духовно-практически выделяемых нами в рамках универсума, который объективен, един и единственен, но бесконечно разнообразен, в силу чего в нём есть разные способы бытия в том числе и разумного , а следовательно, различные действительности.

Технический оптимизм и технический пессимизм. Перспективы и границы технической цивилизации. 3. 3. Тема Специфика . Технофобия. Наука и техника на стадии «цивилизации» (О. Шпенглер). Н. А. Бердяев об угрозе.

Существовала три стадии каменного века палеолит, мезолит, неолит фактически до преднауки. В результате НР изменился характер техники, следовательно, и её интерпретация. Возникла письменность как фундаментальная для цивилизации техника знаковой фиксации речевых сообщений. В архаично-анимистической модели техники не было, как и технического сознания и знания. Эта модель фиксирует и интерпретирует артефакты и технические действия по их получению и использованию, осуществляя это в превращённой и фантазийной формах, поэтому её интерпретация техники в принципе ненаучна или антинаучна.

В его натуралистической форме пантеизм — объединение бога и мира. В этой модели созрели предпосылки первого этапа формирования технических наук, донаучного развития технических знаний, продолжавшегося до второй половины Х в. Артефакты и технические действия становятся объектом ранней технической преднауки. Развивается не только письменность, но и системы знаковой фиксации идеальных объектов геометрические фигуры, числа. Оперирование идеальными объектами носит рецептурный характер. Для лучшего понимания нужно вспомнить достижения той техники и её сакральный характер.

Однако собственно философия техники проявилась на пике расцвета индустриальной цивилизации, поэтому всё до этого периодна дофил и раннефил понимание техники.

Понятие техники и технологии

Конспект лекций учебное пособие Под редакцией Н. Философия экзистенциализма, как и философия жизни, относится к иррационалистическому типу неклассической философии. Особенностью решения теоретико-мировоз-зренческих проблем здесь является попытка раскрытия содержания предмета философии методом апелляции к некоторой иррациональной подоснове универсума, проявляющейся исключительно в индивидуальном эмоционально переживаемом человеческом существовании, как экзистенция.

Всё сущее видится сторонниками такого способа философствования в аспекте до конца не вербализуемого личностного существования; самим этим существованием запрещается мыслить в нормативном эссенциалистски-философском ключе; осмысление сущего ведётся через переживание феноменов заброшенности и озабоченного нахождения между рождением и смертью. Таким образом, всякое присущее бытию сущее, например техника, осмысливается в просвете экзистенции, т.

Всякий технический прогресс связан с такого рода что технический пессимизм или даже технофобия заменяют райские кущи на.

Исторически сложилось два полярных подхода к оценке технико-технологической динамики, а именно: В рамках технического оптимизма, опирающегося на сциентизм, абсолютизируются позитивные перспективы развития техники и технологии. Напротив, сторонники технологического пессимизма в его основе — антисциентизм акцентируют внимание на негативных сторонах технико-технологического развития цивилизации. Соотношение между этими подхода имеет выражение историческую специфику.

Если на первых этапах развития техникознания доминировал технофильский подход, то примерно с середины в. Бергсон доказывал, что техника — одно из проявлений"творческой эволюции", форма существования духовной силы, доминирующей над мировыми процессами. Именно в развитии техники от"тесаного камня до паровой машины" ему виделось проявление духовной силы человечества.

Технофобия

Апология и критика техники в культуре: В отношении человека к миру техники существуют 2 основных концепции: В рамках технического оптимизма, опирающегося на сциентизм, абсолютизируются позитивные перспективы развития техники и технологии. На первых этапах развития техникознания доминировал технофильский подход. Оптимисты — приверженцы кибертехнологии. Сторонники технологического пессимизма в основе антисциентизм акцентрируют внимание на негативных сторонах технико-технологического развития цивилизации.

Оптимизм и пессимизм «технического мировоззрения». Вне технологического детерминизма нет тех пессимизма и технофобии – они не могут.

Техника как предмет философского осмысления Место техники в системе философского знания. Современная философская мысль сосредоточена во множестве разноообразных предметных дисциплин, каждая из которых имеет свою историю, традиции и определённое место в общей структуре философского знания. В данном множестве есть особая предметная философская дисциплина — философия техники, призванная с позиций научно-мировоззренческого синтеза отвечать на вопросы о сущности техники, возможных перспективах развития на нашей планете глобализирующейся технической реальности, появившаяся в качестве одного из следствий решения актуальных теоретико-мировоззренческих проблем человечества, возникших с появлением индустриального, а затем и постиндустриального общественного укладов.

Процесс происхождения философии техники можно понять как специфическое проявление в становлении общей философии, т. В таком случае всё то, что мыслилось, мыслится и может быть мыслимо, например техника, заведомо касается объектов, материально и духовно-практически выделяемых нами в рамках универсума, который объективен, един и единственен, но бесконечно разнообразен, в силу чего в нём есть разные способы бытия в том числе и разумного , а следовательно, различные действительности.

Будучи абсолютно действительным для нас, мир в целом существует всегда предметно, т. Выражением содержания этой системы отношений и занято любое мировоззрение, образно же суть этого содержания можно попытаться выразить в виде не имеющей выделенного центра и границ бесконечной сферы, зримо представленной двумя условно разграничивающими эту сферу соотносительными подсистемами и рис. Внечеловеческая же подсистема универсума условно мироздание — системная совокупность тех объектов, которые не обладают и не могут обладать отличительными признаками родовой сущности человека.

Раскрытие в общей философии содержания означенных соотносительных подсистем универсума, т. Техника же есть то, что всегда напрямую связано с деятельностью, поэтому философия техники появилась в ходе смыслового развёртывания, дифференциации и вычленения праксеологических аспектов общей философии в её более ранних и базовых разделах.

Билет 7. Будущее техники: угрозы и перспективы.

Апология и критика техники в культуре: В отношении человека к миру техники существуют 2 основных концепции: В рамках технического оптимизма, опирающегося на сциентизм, абсолютизируются позитивные перспективы развития техники и технологии. На первых этапах развития техникознания доминировал технофильский подход. Оптимисты — приверженцы кибертехнологии.

Тема 5. Технический оптимизм и технический пессимизм. Техницизм и технологический оптимизм. Технофобия. Дилеммы технического прогресса.

Запрашиваемая вами страница удалена или перемещена Не отчаивайтесь. Впишите вставьте название документа или интересующие вас ключевые слова в поисковую форму и нажмите кнопку"Поиск", либо воспользуйтесь навигационным меню в левой колонке.

Разведопрос: Сергей Марков об искусственном интеллекте

Posted on